Не все абстрактные картины появляются только благодаря воображению художника. Основой для большого числа абстрактных картин являются также реальные сюжеты из жизни. Эндрю Худ / Andrew Hood, хорошо известный художник из Бристоля, раскрывает как он использует свои эскизы с натуры в создании своих абстрактных картин.

abstract-painting

Поиск сюжета, который имеет для меня значение, — это начало творческого процесса. И самый лучший способ его поиска – это оставить фотоаппарат дома, взять с собой альбом для эскизов, наблюдать и все фиксировать.

Я предпочитаю проводить как минимум неделю, непрерывно рисуя. Самые лучшие идеи приходят, когда мозг начинает привыкать к этому новому способу видения и ‘перевода’ того, что нас окружает на лист бумаги. Когда у меня накапливается целая серия хороших набросков богатых информацией, тогда путь к абстракции и развитию картины становится намного яснее. Появляется возможность экспериментировать с цветом и композицией.

Малое

У меня никогда не получаются полностью абстрактные картины, я скорее пытаюсь расширить границы того, что можно называть ‘фигуративным’ искусством. Для того, чтобы абстракция была ‘живой’, я думаю, очень важно знать предмет досконально. Я нарисовал тысячи зданий, людей и городских пейзажей, часто до мельчайших подробностей, но именно это самое знание позволяет мне быть более выразительным.

Я всегда восхищаюсь художниками, которые могут многое сказать малым, которые могут сократить сюжет до минимума и при этом оставить достаточно необходимой информации для того, чтобы понять, что же это перед нами. Американский художник Ричард Дибенкорн / Richard Diebenkorn был экспертом в кристаллизации этюдов до самой сути. Например, на его картине ‘Городской пейзаж I’ / ‘Cityscape I’ 1963 года, вместо дороги и домов в городском пейзаже, мы видим палящий зной летнего дня и серию почти что абстрактных фигур.

POSTER_20A

Картина – это атмосфера и настроение – мы не спрашиваем – ‘хорошо ли написана эта картина’? – нас просто притягивает этот необыкновенный пейзаж.

Игра форм и цветов

andrew hood at work in studio

В самом начале мои картины – это скорее игра форм и цветов. Я пытаюсь увидеть, что может мне сойти с рук в моих экспериментах. Мне нравится элемент случайности в моих работах. Часто в процессе высыхания масляной краски появляются неожиданные образования, что может послужить отправной точкой для развития картины. Экспериментируя с необычными цветами, можно получить восхитительные результаты. Иногда я использую цвет, который я обычно не выбираю для своих картин, и работаю как бы вокруг этого цвета. Если посмотреть внимательно на работы хорошо известных художников, то можно увидеть необычные цвета в их картинах. Мы часто не замечаем этого с первого взгляда, но в то же время именно эти цвета делают картину особенной. Хороший пример – Пьер Боннар / Pierre Bonnard, французский живописец. Он всегда обращался к необычным цветовым сочетаниям, что придает его картинам индивидуальность.

Я все же придаю большое значение моим наброскам. После того, как у меня накапливается критическая масса набросков, появляется уверенность в том, что же войдет в финальную картину. Композиция становится более очевидной, и гораздо легче определить объекты, которые станут хорошей основой для абстрактной картины.

Цветовые сочетания

abstract-sketching-andrew-v2

Использование небольшого числа цветов палитры помогает сделать мои наброски абстрактными. Использование только четырех – трех иногда только двух или даже одного цвета помогает мне концентрироваться на отдельных штрихах, так легче увидеть как цвета сочетаются друг с другом. Большинство абстрактных картин – это сочетание цветов, успешное или не очень. Уверенность в выборе цветовых сочетаний, а не зарисовка того, что именно перед вами, может сделать картину великой.

Прошло довольно длительное время до того, как я начал использовать цвета, которые я хочу использовать, а не те, которые я думал, я должен использовать. Наш мозг устроен таким образом, что часто очень сложно убрать те самые барьеры, которые нам позволяют быть более творческими.

Даже на стадии зарисовок я часто думаю, о тех цветах, которые я буду использовать позже в процессе работы над картиной. Реалистичные цвета , которые я вижу перед собой – это для меня только отправная точка. Иногда, наблюдая за природой, городским пейзажем, я замечаю цвета, которые очень хорошо сочетаются. Тогда я делаю для себя в уме заметку, чтобы использовать это цветовое сочетание в работе в будущем. Важно – все время наблюдать.

Развитие картины

abstract-painting-sketching-v3

На картине ‘Площадь, Сент Рафаэль, Франция’, основное здание действительно красного цвета, но это цвет, который я решил использовать. Несмотря на то, что цвет этот доминирует на картине, он хорошо вписывается в эту композицию. В данном случае набросок был не только отправной точкой, но и очень мне помогал в дальнейшей работе над картиной. Набросок помогает мне определить композицию, выделяя блоки – 3 основные области – основное здание, меньшее здание справа и саму площадь.

Когда я делаю наброски, я добавляю сначала основные блоки, а потом детали, чтобы соблюсти пропорции. Я обычно рисую небольшой квадрат для начала, затем располагаю объекты в рамках квадрата и добавляю все больше деталей. Перед тем как перейти к краскам , я часто рисую несколько набросков – в одном я фокусируюсь на композиции, в других на деталях. Я часто прорисовываю фигуры отдельно. Если я хочу добавить их на картину, то у меня накоплено достаточно информации для этого.

Картина ‘Площадь, Сент Рафаэль’ не полностью абстрактная, но у нее много характеристик абстрактной картины, в том числе насыщенные цветовые сочетания и разнообразная текстура. Я мог экспериментировать со всеми этими элементами, поскольку я полностью осмыслил мою композицию в процессе работы над эскизами. Это не значит, что композицию нельзя изменить, но когда ты знаешь, что композиция получилась, то это позволяет мне быть более абстрактным и свободным в использовании цветовых решений.

Работая над эскизами на местности, я часто делаю случайные пометки, штрихи ручкой или карандашом, пытаясь продумать композицию. Иногда именно эти случайные помарки делают картину интересной – когда все совершенно, то рисунок становится слишком техничным. Затем я пытаюсь повторить эти случайные помарки с помощью случайно разлитой краски, брызг краски. Эти помарки помогают усилить композицию и случайный, более абстрактный элемент картины, не отвлекая от самой картины.

Иногда можно брызнуть краску на полотно и посмотреть как картина развивается – брызги правильного цвета могут фундаментально поменять картину. Если я работаю над картиной, в которой доминирует красный цвет, я могу добавить зеленый или синий цвет.

Я люблю смешивать краски, разбавлять масляную краску и разливать ее на картину как акварель, что часто приводит к абстракции. В то же время я пытаюсь работать в рамках моей оригинальной композиции, но краска иногда выбирает свой путь, добавляя замечательные элементы абстракции. Чтобы увидеть результат, необходимо терпение, дождаться пока краска высохнет, но это того стоит.

Важно помнить, что несмотря на то, что картина, как может показаться, теряет форму, элементы можно вернуть на картину позже. Сначала можно позволить картине стать абсолютно абстрактной, а затем, добавляя детали, можно приблизить картину к оригинальному наброску. Или же ‘плыть по течению’, если абстракция получается!

По материалам ‘Artists & Illustrators’

Картины Эндрю Худ http://www.gingerartgallery.co.uk/RU/andrew_hood_ru.php